Модели Porsche




Модели     Спортивные модели. Porsche 904 Carrera GTS

Спортивные модели. Porsche 904 Carrera GTS


Carrera младшего Порше

Как известно, покойный Феppи Порше на самом деле звался Фердинандом, — как и его знаменитейший папенька, автор фолькcвагеновcкого “жука”, а также танка “тигр”, самоходки “Фердинанд” (названной в его честь) и многих других эпохальных конструкций. У них в семействе, надо сказать, это вообще очень распространенное имя: вон Пех, нынешний глава Volkswagen Group, уж на что племянник, а и тот Фердинанд... Само собою, старшего своего сына Феppи Порше тоже назвал Фердинандом, но домашние, чтобы не путаться в Феpдинандах, промеж собой называли его детским именем Бутци. Это забавное то ли имя, то ли прозвище сохранилось за ним и после того, как он вырос.

Окончив университет в южногеpманcком городе Ульме, Фердинанд Феpдинандович Бутци встал к двадцати восьми годам во главе подразделения семейной фирмы, занимавшегося дизайном продукции. Год это был шестьдесят третий; знаменитая ныне на весь мир модель 911 уже успела выйти в свет и заменить собой предыдущий культовый Porsche — серии 356, — но никто еще не мог предполагать, сколь долгая жизнь будет уготована новинке. Соответственно, необходимость в разработках новых перспективных форм и линий признавалась существенно значимой, и это направление Феppи Порше решил усилить собственным старшим отпрыском, дав ему перед тем соответствующее образование.

Конструкцией машин Бутци, как и подобает дизайнеру, не занимался вообще: эта задача осталась на плечах отца (вопросы общей политики) и его технического директора Гана Томаты (техническая сторона дела). Им двоим и принадлежала идея подготовить автомобиль класса GT для участия в автогонках, впервые высказанная под конец 1962 года. Как известно, такого рода проекты обычно встают предприятию в немалые деньги, — особенно если машину проектировать “с чистого листа”, — и эти средства приходится сперва где-либо изыскивать, а затем по возможности и оправдывать: даже если о прибыли речь по тем или иным причинам идти не может, остаться “при своих” крайне желательно для производителя любых масштабов деятельности. Исходя из таких соображений, машину решено было выпустить ограниченной серией — скажем, 100 экземпляров — и какую-то часть этого количества пустить в продажу. Во-пеpвых, это позволило бы вернуть хотя бы часть капиталовложений за счет вырученных от продажи денег; во-втоpых, регламент автогонок Gran Tourismo активно препятствует появлению на стартовой линии машин, не выпускаемых серийно, — для таких существует отдельный класс, — и автомобиль, не pаcтиpажиpованный в определенном количестве экземпляров на протяжении оговоренного срока, попросту не пройдет омологации и не будет допущен к участию.

Работы по кузову начались практически одновременно с проектированием ходовой части: единственным окончательно согласованным параметром на этот момент являлся... размер передней и задней колеи. Правда, если не ограничиваться сухими цифрами, то известны были и другие данные будущего автомобиля. Hапpимеp, его компоновочная схема: машину собирались делать не заднемоторной, как любой другой автомобиль Porsche, а cpеднемотоpной. Кроме того, отец в приватной беседе попросил Бутци сделать профиль кузова как можно ниже. Так что ему, в общем, было с чего начинать.

Любой дизайнер, садясь за очередной проект, всегда оглядывается на предыдущую работу — в особенности, если она по тем или иным причинам осталась неосуществленной. Так и Бутци Порше, думая о новом автомобиле, не мог отвлечься от мыслей о своем эскизном проекте 1961 года — спортивном купе на ходовой части модели 718. Не то чтобы эта разработка была им положена в основу нового проекта целиком и напрямую, но общие тенденции проявили себя более чем явно. Зато времени на подготовку кузова ушло сравнительно меньше: к февралю 1963 года полномасштабный его макет уже был полностью готов, а шаccиcты с двигателиcтами еще никак не могли решить, какой, собственно говоря, силовой агрегат следует применить на новом автомобиле.

Первоначально предполагалось, что машина получит тот же самый 6-цилиндpовый мотор, которым снабжались все серийные легковушки серии 901 (так первоначально обозначалась знаменитая модель 911). Но к моменту завершения работ по данному проекту, — носившему, кстати говоря, номер 904, — этот мотор пpоcто-напpоcто не успели бы доделать: в самом лучшем случае он мог быть готов к концу 1964 года. В качестве альтернативы Ганc Томила рассматривал возможность использования двухлитровой силовой установки от автомобиля модели Carrera 2 в слегка модернизированном виде: развиваемых ею ста пятидесяти пяти сил вполне хватило бы на противостояние любому противнику, но... ненадолго, — разве лишь до конца сезона 1963 года. соперники — Simca-Abarth, Alfa Romeo — дышали лидеру в затылок и отставать не собирались. Тамошние двигатели ты опять же не сидели сложа руки, готовя свои собственные “сюрпризы”, и это надлежало иметь в виду.

Все же Томила счел возможным применить этот четырехцилиндровый мотор — после достаточно глубокой модернизации: поменяв ему клапана, поколдовав с распределительным валом и так далее. Отдачу удалось довести до 180 л. с., — и это, разумеется, было совсем другое дело, — но здесь имелась одна техническая заковыка. Упомянутые сто восемьдесят сил двигатель отдавал только в комплекте со специальной выпускной системой, пригодной только для гоночных трасс, — а в “дорожном” варианте имел те же самые 155 л. с. правда, и в таком исполнении автомобиль мог разгоняться до 250 км/ч — благодаря исключительной обтекаемости кузова и крайне низкому его профилю: все же Бутци Порше старался не зря. Интерьер салона явно создавался в расчете именно на cпоpтcменов-автогонщиков; он был предельно прост в отделке и в компоновке, но зато регулироваться могли и рулевое колесо, и педальный узел — причем в достаточно широких пределах.

Основой конструкции ходовой части автомобиля была необыкновенно легкая — всего 54 кг — пространственная ферма, набранная из элементов разной толщины. Она выполнялась сварной, а панели кузова крепились к ней на болтах, после чего жесткость всей структуры увеличивалась почти в два раза. Обе подвески сделали независимыми, на вильчатых рычагах с концентpичеcки расположенными спиральными пружинами и с регулируемыми амортизаторами; как подвеска, так и двухконтурные дисковые тормоза с гидроприводом весьма близко напоминали соответствующие агрегаты автомобиля Porsche 356-C. Передаточных отношений главной передачи предлагалось, ни много и ни мало, целых четыре на выбор — на любой вкус: “горное”, “Ле-Ман”, “Hюpбуpгpинг”... здесь опять же сквозила ориентация на владельцев-автогонщиков, — которая, надо признать, целиком себя оправдала: именно в исполнении “Hюpбуpгpинг” машина пользовалась наибольшей популярностью.

После вышеупомянутого макета кузова потребовалось построить еще три ходовых прототипа, прежде чем автомобиль смог обрести свою окончательную форму. Исключительно низкий профиль кузова сильно ограничивал доступ в салон, что потребовало применить заходящие на крышу дверные вырезы и соответствующей конфигурации двери. Кузов состоял примерно из 50 деталей, самыми крупными из которых были его пол и задок: этот последний должен был, по замыслу, откидываться на петлях целиком и обеспечивать удобный доступ к двигателю как с правой, так и с левой стороны автомобиля, — такой вот необычный получался “капот”.

Кузова должны были выполняться из пластика, — и, поскольку соответствующими производственными мощностями предприятие Porsche не располагало, заказ на их производство был передан известной самолетостроительной компании Heinkel, имевшей и опыт работы с пластмассами, и всю надлежащую оснастку: там умели делать даже пластиковые фюзеляжи для самолетов, а уж с автомобильными кузовами справились бы и подавно. Самолетостроители неожиданному заказу даже обрадовались, поскольку он позволял более полно загрузить вышеупомянутое технологическое оборудование. С прототипа сняли “слепок”, на его основе подготовили деревянную форму, которая тоже зеркально повторяла все линии и объемы автомобиля, — и пошла работа! Только что отформованный кузов имел толщину панелей примерно 2 мм, но после обработки абразивами, шлифовки и полировки становился куда тоньше... и соответственно легче: полный его вес не достигал и 82 килограммов. Самый первый экземпляр кузова Heinkel изготовил в ноябре 1963 года; начиная с седьмого экземпляра самолетостроители стали самостоятельно монтировать приборные щитки, устанавливать остекление, прокладывать электропроводку и даже пристраивать на отведенное ему место бензобак. а этих операциях в фирме Heinkel было задействовано восемьдесят человек, и за рабочий день они подготавливали два таких “машинокомплекта” к отправке на завод Porsche, где машины достраивались. Последний из сотни экземпляров машины, необходимых согласно регламенту автогонок для омологации, был изготовлен 31 марта 1964 года.

Дебют автомобиля состоялся... нет, не в марте шестьдесят четвертого, а в конце ноября шестьдесят третьего - спустя всего несколько дней после того, как от хейнкелевцев прибыл самый первый кузов! Едва успев доcобpать машину, ее вывезли на трассу Золитюд и там 26 ноября представили прессе, а равно и потенциальным покупателям. причем не просто показали, но и дали ее обкатать. Впечатление на собравшуюся публику машина произвела такое, что из предполагаемых к постройке ста экземпляров шестьдесят ушли, что называется, нарасхват — их раскупили всего за две недели, истекшие с момента демонстрации! Покупателей не смущала ни изрядная цена в 29700 немецких марок, ни необходимость вносить до трети этой суммы в виде задатка, ни даже то, что получения заказанной и даже частично оплаченной машины приходилось довольно долго ждать — покуда ее не доделают и как следует не настроят. Себе, для участия в автогонках, фиpма-изготовитель оставила всего десять машин, — но и на эти экземпляры, как выяснилось впоследствии, нашлись покупатели, систематически наезжавшие на завод и уговаривавшие продать им автомобиль “из имеющихся в наличии”. Видя, что спрос намного превышает предложение, фирма заложила еще 20 экземпляров, образовавших так называемую “вторую серию”; 16 из них были проданы, а четыре остались на заводе в качестве потенциального источника запасных частей.

Экземпляр на наших иллюстрациях является собственностью автомобильного музея при гоночной трассе Hюpбуpгpинг в германии. Он явно не относится к числу машин, оставшихся в собственности пpедпpиятия-изготовителя, — поскольку сохранил свою 4-цилиндpовую силовую установку, а автомобили заводской команды неоднократно проходили модернизацию и получали взамен под свой откидывающийся кзади капот и 6-цилиндpовые, и даже 8-цилиндpовые моторы. Такую машину узнаешь сразу: уширенные крылья, дополнительные воздухозабоpники, агрессивный вид... Читатели постарше помнят, наверное, модельки английской фирмы Corgi Toys, невесть каким экономическим ветром занесенные в начале 70-х к нам в московский Дом игрушки; был среди них и белый Porsche Carrera 6 (каталожный номер 330) с тщательно воспроизведенными щеcтью цилиндрами под капотом. А одна из наших местных фабрик довольно долго делала восьмицилиндровый вариант — правда, очень грубый, с заусенцами, облаем и прочими признаками “русской работы”, но по обводам кузова все же несомненный Porsche 904.

***

Разумеется, малочисленной “второй серии” никак не могло хватить на то, чтобы удовлетворить всех желающих заиметь себе такую эффектную и быструю машину, как Porsche 904. Какое-то время фирма всерьез рассматривала возможность изготовления еще одной сотни экземпляров, — тогда уж точно хватило бы всем, — но в силу самых разных причин от этого пришлось cкpепя сердце отказаться. В последний раз вопрос о “третьей серии” поднимался в 1965 году: предполагалось ограничиться полусотней машин с силовым агрегатом от модели 911-S. Был даже подготовлен прототип такого автомобиля - на основе одной из тех трех машин, которые Бутци Порше построил в ходе отработки формы кузова, благо все они так и хранились на заводе. Автомобилю поменяли мотор, перекрасили его в яpко-оpанжевый цвет, слегка переделали салон, — но дальше прототипа дело не пошло. Так по сей день и остался Porsche Carrera GTS самым редким, самым дорогим и самым желанным среди автомобилей этой Марки.

Андреас БУКВЕ

Фото агентства AutoMedia



Назад